Задержка психического развития (ЗПР) объединяет группу заболеваний, приводящих к несвоевременному и запаздывающему развитию отдельных психических функций, таких как внимание, память, эмоционально-волевая сфера, мышление.
Данный диагноз ставится только детям дошкольного и младшего школьного возраста – если симптомы сохраняются и в более старшем возрасте, говорят уже о инфантилизме или умственной отсталости.
В качестве самостоятельного заболевания встречается у 1-2% детей. В качестве симптома других, более глубоких заболеваний – гораздо чаще.
Симптомы ЗПР
ЗПР проявляется не на физическом уровне, а на психическом. Заметить ее можно, пронаблюдав за особенностями личности ребенка и его взаимодействием с окружающим миром. В разных сферах проявляет себя по-разному:
- восприятие замедленно, неточно, дифференцировано – ребенок цепляется за детали, но не может сложить из них целостный образ, при этом лучше запоминает визуальную информацию, чем любую другую;
- внимание неустойчиво и держится недолго – поспособствовать его переключению может любой внешний раздражитель, который покажется ребенку достаточно интересным;
- память неустойчива, ребенок лучше всего запоминает яркие, заинтересовавшие его детали, и с трудом может воспроизвести целостную картину – хорошо помнит зрительные образы, а слова с трудом;
- мышление максимально практично и привязано к реалиям окружающей обстановки, абстрактные образы и логические задачи (вплоть до простейшего «сделать вывод из сказанного», «обобщить информацию») вызывают значительные затруднения и воспринимаются ребенком только с помощью педагога или родителя;
- речь затруднена, артикуляция нечетка, словарный запас ограничен, наблюдаются самые разнообразные расстройства – дислалия, дислексия, дисграфия, задержка развития;
- социализация вызывает трудности, ребенок предпочитает держаться в стороне от сверстников, не проявляет инициативу в общении – может хорошо взаимодействовать с младшими детьми, которых считает безопасными;
- эмоции взрывные, лабильные, неустойчивые – эмоции варьируются от неадекватной тревожности до неадекватной радости, ребенка легко переключить из одного состояния в другое, часто могут случаться истерики.
к оглавлению ↑ВАЖНО! Компенсация и обучение возможны, только если с ребенком будут проводиться реабилитационные мероприятия. Сама по себе ЗПР проходит в редких случаях.
Причины и типы патологии
ЗПР вызывают два основных типа причин:
-
Биологические. Подразумевают органические изменения, вызывающие задержку. Среди них:
- патологии беременности: тяжелые токсикозы, конфликт резус-факторов матери и плода, инфекции, интоксикации, травмы, кислородное голодание плода;
- недоношенность, возникающая по самым разным причинам;
- травмы и асфиксия при родах, к которым располагают: слишком долгие роды, слишком поздно отошедшие воды, тазовое предлежание, узкий таз роженицы при большом размере плода, слишком интенсивные или нескоординированные роды;
- болезни ребенка на ранних этапах его жизни: инфекции, отравления токсичными веществами, черепно-мозговые травмы;
- генетическая предрасположенность.
-
Социальные. Не осложняются физическим состоянием и могут быть скорректированы с помощью правильного подхода к воспитанию. К ним относят:
- неблагоприятные условия жизни: неправильное питание, недостаток солнечного света, недостаток движения, кислородное голодание;
- неблагоприятные условия воспитания: гиперопеку, авторитаризм, алкоголизм и наркоманию родителей, физические наказания, лабильность, истеричность, полное отсутствие заботы о состоянии ребенка.
Как правило, ЗПР, возникающая по биологическим причинам, осложнена и лечить ее труднее. При этом ЗПР принято разделять на типы:
- ЗПР конституционального происхождения, не осложненная и обусловленная исключительно складом личности ребенка. Является единственным типом ЗПР, который проходит при минимальных усилиях, поскольку представляет собой, фактически, один из возможных вариантов развития ребенка.
- ЗПР соматогенного происхождения, развивающаяся из-за тяжелых соматических состояний. Операции с наркозом, астенические состояния, малая подвижность, зачастую гиперопека со стороны родных.
-
ЗПР психогенного происхождения, не осложненная физически, вызывающаяся преимущественно особенностями воспитания. Возникает:
- при гиперопеке, когда вся жизнь семьи строится вокруг ребенка и все его капризы удовлетворяются – причем часто одновременно с этим ему не дают развиваться и становиться самостоятельным;
- при безнадзорности, когда родители вообще не обращают на малыша внимания и не заботятся о нем;
- при авторитарном воспитании, неотъемлемой частью которого является агрессия, подчас физическая, как к малолетнему, так и между взрослыми членами семьи.
-
ЗПР церебрально-органического происхождения, обусловленная особенностями нервной системы. Бывает двух типов:
- с психической неустойчивостью – дети лабильны, истеричны, капризны, агрессивны, шумны;
- с психической заторможенностью – дети с неустойчивой самооценкой, медлительные, осторожные, плаксивые и пугливые.
Только один-единственный вид ЗПР может пройти при минимальных усилиях – и он не является самым распространенным. Потому при подозрении на ЗПР следует приложить все усилия для того, чтобы помочь ребенку.
к оглавлению ↑Лечение и профилактика нарушений развития
Коррекция ЗПР подразумевает комплексный подход и работу целого коллектива специалистов, которые смогут помочь ребенку. Она включает:
- посещение специализированных детских садов и школ, в которых ребенок не будет получать слишком большую нагрузку и сможет чувствовать себя полноценным, получая удовольствие от процесса обучения;
- развитие моторных, сенсорных и эмоциональных аспектов с помощью игротерапии, сказкотерапии и детской арт-терапии, где с помощью разнообразных игр, сказок и рисования ребенок сможет научиться лучше сосредотачиваться и контролировать свои эмоции;
- коррекция нарушений речи при содействии логопеда, который покажет ребенку, как правильно выговаривать звуки и научит его говорить разборчиво и чисто;
- при необходимости – работа с психологом или психотерапевтом, который научит ребенка жить в условиях нестабильности нервной системы и поможет ему найти свое место в мире;
- физиотерапия, лечебная физкультура, водолечение, массаж не являются первостепенными, но могут помочь ребенку стать спокойнее;
- медикаментозное лечение проводится только если ЗПР осложнена физиологическими деформациями, требующими внимания.
И, конечно, главным компонентом является здоровый климат в семье – адекватность, спокойствие, принятие и любовь. Родителям придется вкладываться в реабилитацию не меньше, чем дефектологам.
Кроме того, ЗПР можно попробовать предотвратить. Для этого нужно:
- создать в семье максимально спокойную, дружественную обстановку, чтобы ребенок не испытывал страха перед родителями и не получил травму;
- стараться, чтобы беременность и роды прошли максимально спокойно и для матери, и для ребенка;
- проявлять внимание к ребенку, следить за его успехами и неудачами, чтобы выявить тревожные симптомы на самой ранней стадии (главное – не переусердствовать, выполняя этот пункт и не превратить внимание в гиперопеку);
- своевременно лечить ребенка, обеспечить ему правильное питание, одевать по погоде и следить, чтобы он не получал травм;
- заниматься с ребенком с первых дней его жизни, используя игры, подходящие для его возраста – важно, чтобы ребенку было весело и интересно.
к оглавлению ↑ВАЖНО! Для лечения придется приложить много усилий, но желая предотвратить возникновение данной патологии, не стоит с профилактикой выходить за рамки разумного.
Помощь специалистов Эвексии при ЗПР
Детям с ЗПР желательно посещать реабилитационные центры. Например, клиника «Эвексия», расположенная в Греции, практикует комплексный подход и ее специалисты считают, что ЗПР – не тот диагноз, с которым можно отчаиваться.
Свежий морской воздух, прекрасный теплый климат, возможность выбраться на городскую прогулку уже пойдут ребенку на пользу. В сочетании с квалифицированной медицинской помощью реабилитация окажет невероятный положительный эффект.
Больше информации о применяемых технологиях и способах реаблитации ЗПР у детей читайте на официальном сайте Evexia.
В центре можно пройти:
-
Стационарное лечение, в ходе которого за ребенком будут присматривать лучшие специалисты. Забрать его из аэропорта (центр находится в Греции) приедет специально оборудованная машина, будет предоставлен двухместный номер и четырехразовое питание.
Двадцатичетырехчасовой сестринский уход снизит до нуля вероятность для ребенка получить травму; терапия, игры и общение со сверстниками несомненно пойдет на пользу. Возможны экскурсии в город, обязательны физиотерапевтические процедуры и плавание. В процессе восстановления ребенка будут обследовать, чтобы установить динамику прогресса.
- Амбулаторное лечение, в ходе которого с ребенком будут заниматься специалисты. Специальная машина доставит его в центр из ближайшего города и отвезет обратно, на обед будут предоставлены два блюда. Общение со сверстниками и педагогами-дефектологами определенно пойдет ребенку на пользу.
Также на базе клиники Эвексия детям с нарушениями функционирования органов чувств можно скорректировать работу сенсорных систем при помощи сенсорной интеграции.
Под сенсорной интеграцией понимают адекватный, адаптивный ответ организма на раздражители, которые фиксируются органами чувств.
У детей с нарушениями по типу ДЦП можно скорректировать работу трех основных типов чувствительности, а именно:
- вестибулярной;
- тактильной;
- проприорецепцию.
Реабилитация должна быть комплексной и проходить под присмотром специалиста – потому посещение реабилитационного центра не просто желательно, но фактически обязательно.