Как восстанавливать речевые функции дома?

К сожалению, по данным статистики, процесс восстановления речи у людей самостоятельно занимающихся реабилитацией после инсульта происходит несколько медленнее, нежели восстановление функций движения или иных.

Так процесс предполагающий определенные практические упражнения, позволяющие первично растормозить речевые центры в головном мозге, а затем и восстановить былую функцию речи может затягиваться на годы.

Проблемы с речью после апоплексии

Речевая афазия после удара

Реабилитационные сложности обычно возникают, когда у того или иного пациента после инсульта нет возможности пройти реабилитационный период в специализированных восстановительных центрах или санаториях, где к процессу возвращения, утраченных после инсульта, функций подходят комплексно.

Еще сложнее дело обстоит, когда у конкретного пациента нет возможности заниматься с логопедом в домашних условиях и его родственникам приходится осваивать новые для них техники и восстановительные методики.

Тем не менее, конечно же нельзя недооценивать роль семьи, домашних стен, любви и родственного участия в процессе восстановления речи у больных после инсульта, поскольку иногда активные практические упражнения проводимые такими пациентами дома позволяли полностью восстановить утраченные ранее функции.

Но, чтобы восстановление речи у пострадавшего после инсульта было именно таким (быстрым и полным) важно знать и помнить несколько принципов правильной речевой реабилитации:

  • Во-первых, категорически запрещено допускать речевую изоляцию постинсультных больных! Согласитесь, крайне трудно рассчитывать на полное восстановление у пациента речи, если такой больной будет предоставлен сам себе, если с ним будут мало разговаривать, не стимулируя его ответы или участие в некой общей беседе.
  • Во-вторых, родные люди должны всегда помнить, что нельзя отчаиваться и прекращать логопедические упражнения с пациентом, даже если он упорно отказывается заниматься, не отвечая на поставленные вопросы, не участвуя в собственном восстановлении. Данный процесс хоть и невероятно сложен с психологической точки зрения, тем не менее, способствует активному восстановлению у пострадавшего после инсульта полноценного понимания внешней речи, что также немаловажно. Надо заметить, что части постинсультных больных бывает свойственно совершенно безразличное отношение к происходящему и собственному здоровью, в частности. Это не должно пугать, родственников, скорее, это должно стимулировать на еще более мягкое, но не менее активное отношение к восстановительным мероприятиям.
  • И в-третьих, выполняя любые логопедические упражнения, с постинсультным больным важно навсегда забыть, что такое агрессия. Даже некие капризы пострадавших не должны выводить его родственников из равновесия, иначе процесс реабилитации может затянуться на годы.

Универсальные логопедические приемы, для применения на дому

Не имея возможности регулярно заниматься с логопедом, важно все-таки найти возможность периодически (хотя бы один раз в месяц) приглашать такого специалиста к пострадавшему после инсульта, для контроля общего состояния и возможной коррекции специализированных упражнений.

Нужно отдавать себе отчет, что как бы активно и правильно вы не занимались с постинсультным больным, иногда ему может быть необходимо профессионально откорректировать те упражнения, которые были первично оптимальными, но которые совершенно недостаточны на сегодняшний момент времени.

Тем не менее, далее мы приведем те приемы, восстанавливающие речь постинсультных больных, которые уместны в любой ситуации, в любой момент времени и при любом поражении мозга, которые могут прекрасно дополнить специфические рекомендации врача логопеда, которые больной получит в стационаре. Итак:

Консультация врача - специалиста

Занятия с логопедом-афазиологом

  1. Важно постоянно стараться вовлечь больного в самые простые пусть даже неречевые варианты деятельности, которые будут вызывать позитивные эмоции. К примеру, можно заниматься конструированием кубиков, складыванием пазл-картинок, неким срисовыванием, рисованием предметов или сюжетов. Прекрасно подойдут игры в домино, лото и прочие, лишь бы пациент сам захотел поучаствовать в обсуждении проводимых действий.
  2. Необходимо постоянно давать пациенту простые задания, предполагающие четкое понимание вашей речи. Это может быть показ и последующее называние частей тела, бытовых предметов, неких действий на подобранных картинках и пр. В последующем важно мягко подвести больного к тому, что и ему придется называть его части тела, бытовые предметы и так далее.
  3. Невероятно важно практически постоянно стимулировать простейшие речевые диалоги, которые требуют однозначных простейших ответов, путь даже первоначально, ответов кивком головы или жестами.
  4. Необходимо также пытаться стимулировать функцию чтения и письма, предлагая пострадавшему после инсульта простейшие задания, с раскладыванием подписей под соответствующими им картинками, называние (либо хотя бы выбор) конкретных букв, цифр, предметов.

Несколько важных советов родственникам больных с афазией

Всегда важно помнить, что афазия не является психическим заболеванием, даже тогда, когда изъяснения пациента лишены всякого смысла. При занятиях с такими больными категорически не допустимо повышать голос, поскольку это может напугать пострадавшего, и усугубить состояние.

Последствия удара - речевая афазия

Восстановление речевого общения

Больные с афазией невероятно чувствительны к внешнему раздражению и шуму, что означает, что с пациентом следует заниматься индивидуально, не привлекая большого количества знакомых или родственников. Такие больные значительно сложнее понимают длинные и быстро произносимые предложения, что говорит о том, что родственникам придется научится изъясняться короче и медленнее.

Категорически недопустимо прерывать таких больных во время их попыток, что-то сказать, равно, как и нежелательно заранее заканчивать фразы, начатые пациентом, как бы помогая ему.

Подобная помощь, конечно, облегчит ваше взаимопонимание, но, в итоге, окажется «медвежьей услугой» больному, который так и не научится изъясняться самостоятельно. И последнее – нельзя не сказать, что первоочередной задачей родственников может считаться не только обучение больных правильному произношению слов, но и поддержание желания самих пациентов к нормальному речевому общению.

Об авторе
Подготовила Елена Демидова Редактор проекта «ProInsultMozga».
Елена Демидова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.